Экономика климата: политика меняет людей

Бурная эпоха вызвала скачок в человеческом поведении и приспособляемости 320000 лет назад

Разработчики политики в области климата должны переосмыслить образ мышления людей: группа исследователей под руководством Потсдамского института исследований воздействия на климат (PIK) показывает, что соблюдение политики, благоприятной для климата, на самом деле меняет то, как люди думают о том, что они делают. Предпочтения людей более динамичны, чем это часто предполагается в учебниках по экономике. Совет исследователей политикам состоит в том, чтобы учитывать изменяющиеся предпочтения при разработке политики, такой как налоги на выбросы углерода или создание низкоуглеродной инфраструктуры.

«Разработка политики смягчения последствий изменения климата опирается на экономические модели. Наше исследование показывает, что можно улучшить такие модели, чтобы отразить изменения в предпочтениях», — говорит Линус Маттаух, ведущий автор статьи и исследователь Потсдамского института исследований воздействия климата ( ПИК) и Оксфордского университета. «Предпочтения представляют собой ценности и привычки, означающие, по сути, что вам как личности нравится, а что нет, что вы предпочитаете потреблять больше и что меньше. Экономисты обычно предполагают, что вы рождаетесь с фиксированным набором ценностей и предпочтений, которые остаются такими на протяжении жизнь. Это упрощает расчеты, но это упрощение от реальности. И, что особенно важно, если вы исходите из того, что предпочтения всегда будут оставаться неизменными, реальные изменения, такие как переход к безуглеродной экономике, будут сложнее».

Изменения предпочтений хорошо задокументированы в прошлом: когда негативные последствия курения для здоровья поднимались в просветительских кампаниях наряду с ценовыми вмешательствами и запретами, все больше и больше людей бросали курить — экономика редко понимает это как изменение предпочтений.

Климатическая политика может изменить взгляд людей на вещи

«Цены на выбросы углерода необходимы для достижения климатических целей», — говорит соавтор Николас Стерн, опубликовавший в 2006 году знаменитый «Обзор Стерна по экономике изменения климата». «Однако, если ценообразование на углерод меняет предпочтения людей — а есть свидетельства того, что это так, — это имеет последствия. Например, если граждане видят в ценах на углерод указание на целенаправленность политики в направлениях, которые они считают разумными, то реакция на ценообразование на углерод можно было бы усилить». Они не просто действуют как потребители: как граждане они будут отдавать предпочтение низкоуглеродным технологиям, и при заданной ставке налога можно добиться большей защиты окружающей среды.

«Еще один пример — редизайн города», — добавляет Маттаух. «Если правительство вложит деньги и сделает городскую инфраструктуру более удобной для велосипедистов, горожане перейдут от вождения к общественному транспорту или езде на велосипеде. Такое поведение сохранится даже в другой инфраструктуре, что принесет дополнительную пользу окружающей среде и их собственным здоровья. Принятие во внимание этих преимуществ может снизить порог оправданности таких крупных инвестиций».

Сокращение выбросов со стороны спроса на благо планеты и людей

Кто-то может возразить, что политика не должна стремиться к изменению предпочтений. «Наш краткий общий ответ на это возражение таков: если общество не будет обсуждать, как формируются предпочтения, они рискуют быть сформированными группами с особыми интересами и в их интересах, а не демократическим путем. Для огромной задачи радикального сокращения выбросов парниковых газов в ближайшем будущем признание того, что инструменты климатической политики изменяют процесс формирования предпочтений, может привести к улучшению климатической политики для всех — и поможет продвинуть недавнюю рекомендацию Межправительственной группы экспертов по изменению климата об использовании мер со стороны спроса для ограничения выбросов углерода», — заключает Маттаух.