Откуда в мозгу появляется творчество? Свидетельство от джазовых музыкантов
|Согласно распространенному мнению, креативность — это продукт правого полушария мозга: новаторских людей считают «правым мозгом», а «левых» мыслителей считают аналитическим и логичным. Нейробиологи, которые скептически относятся к этой идее, утверждают, что нет достаточных доказательств в поддержку этой идеи, и такая сложная способность, как человеческое творчество, должна опираться на обширные участки обоих полушарий. Новое исследование мозга, полученное в Исследовательской лаборатории творчества Университета Дрексел, проливает свет на эту полемику, изучая мозговую деятельность джазовых гитаристов во время импровизации.
Исследование, которое недавно было опубликовано в журнале NeuroImage , показало, что на самом деле творчество в основном обусловлено правым полушарием у музыкантов, которые сравнительно неопытны в импровизации. Тем не менее, музыканты, которые имеют большой опыт импровизации, полагаются в первую очередь на свое левое полушарие. Это говорит о том, что креативность — это «способность правого полушария мозга», когда человек сталкивается с незнакомой ситуацией, но что креативность основывается на хорошо изученных рутинах левого полушария, когда у человека есть опыт в выполнении этой задачи.
Принимая во внимание, как мозговая активность меняется с опытом, это исследование может способствовать разработке новых методов обучения людей, чтобы быть творческими в своей области. Например, когда человек является экспертом, его или ее действия производятся в основном относительно бессознательными, автоматическими процессами, которые человеку трудно сознательно изменить, но которые легко нарушить при попытке, например, когда самосознание заставляет человека «душить» или колебаться.
Напротив, действия новичков, как правило, находятся под преднамеренным, сознательным контролем. Таким образом, они лучше могут вносить коррективы в соответствии с инструкциями, данными учителем или тренером. Записи мозговой активности могут показать момент, когда исполнитель готов освободить некоторый сознательный контроль и положиться на бессознательные, хорошо изученные процедуры. Преждевременный отказ от сознательного контроля может привести к тому, что исполнитель закрепит вредные привычки или неоптимальную технику.
Исследование было проведено Дэвидом Розеном, доктором философии, недавним докторантом Drexel, а также нынешним соучредителем и главным операционным директором Secret Chord Laboratories, музыкальной стартап-компании; и Джон Куниос, доктор философии, профессор психологии и директор докторской программы в области прикладных и когнитивных наук мозга в Колледже искусств и наук Дрекселя.
Команда записала электроэнцефалограммы (ЭЭГ) высокой плотности от 32 джазовых гитаристов, некоторые из которых были опытными, а другие менее опытными. Каждый музыкант импровизировал с шестью джазовыми листами (песнями) с запрограммированными барабанами, басом и фортепианным сопровождением. 192 записанных джазовых импровизации (шесть джазовых песен от 32 участников) впоследствии были сыграны для четырех опытных джазовых музыкантов и преподавателей по отдельности, чтобы они могли оценить каждую из них по креативности и другим качествам.
Исследователи сравнили ЭЭГ, записанные во время выступлений с высокой оценкой, с ЭЭГ, записанными во время выступлений, которые были оценены как менее творческие. Для высоко оцененных выступлений по сравнению с менее творческими выступлениями была более высокая активность в задних частях левого полушария мозга; для показателей с более низкими показателями по сравнению с показателями с более высокими показателями активность была выше в правом полушарии, в основном в лобных областях.
Сами по себе эти результаты могут свидетельствовать о том, что высоко креативные исполнения связаны с задними областями левого полушария, а менее творческие исполнения связаны с зонами правого полушария. Однако эта модель вводит в заблуждение, по мнению исследователей, поскольку она не учитывает опыт музыканта.
Некоторые из этих музыкантов имели большой опыт, дав множество публичных выступлений на протяжении десятилетий. Другие музыканты были намного менее опытными, дав лишь очень небольшое количество публичных выступлений. Когда исследователи провели повторный анализ ЭЭГ для статистического контроля уровня опыта исполнителей, возникла совершенно другая схема результатов. Практически все различия мозговой активности между высоко креативными и менее креативными выступлениями были обнаружены в правом полушарии, в основном в лобной области.
Этот вывод согласуется с другими исследованиями команды, в которых использовалась электрическая стимуляция для изучения того, как творческое выражение генерируется в мозгах музыкантов, и его исследование того, как опытные и неопытные джазовые музыканты реагировали на то, что их побуждали играть «еще более творчески».
Новое исследование раскрывает области мозга, которые поддерживают творческую музыкальную импровизацию для опытных музыкантов и их менее опытных коллег, и решает спорный вопрос о роли левого и правого полушарий в творчестве. Кроме того, это поднимает важную проблему, которая лежит в основе определения и понимания творчества.
«Если креативность определяется с точки зрения качества продукта , такого как песня, изобретение, стихотворение или живопись, то левое полушарие играет ключевую роль», — сказал Куниос. «Однако если креативность понимается как способность человека справляться с новыми, незнакомыми ситуациями, как в случае с начинающими импровизаторами, то правое полушарие играет ведущую роль».
Исследование «Вклад двойного процесса в творчество в джазовой импровизации: исследование SPM-EEG» финансировалось за счет гранта Национального научного фонда. Это было опубликовано в журнале NeuroImage . Соавторы: Йонгтэк О, докторант; Брайан Эриксон, постдокторский исследователь; Фэнцин (Зои) Чжан, доктор философии; и Youngmoo Kim, доктор философии, Drexel.
Источник истории:
Материалы предоставлены Drexel University . Примечание: содержание может быть отредактировано по стилю и длине.
Ссылка на журнал :
- Дэвид С. Розен, Ёнтэк О, Брайан Эриксон, Фенцин (Зои) Чжан, Янгму Э. Ким, Джон Куниос. Вклад двойного процесса в творчество в джазовых импровизациях: исследование SPM-EEG . NeuroImage , 2020; 213: 116632 DOI: 10.1016 / j.neuroimage.2020.116632